Притягательность творчества

Владимира Фатеева в оригинальности живописной системы, в особом вдохновении, с которым написаны его картины. Вдохновении — сродни детскому, не поддающемуся обычной логике взрослых, рождающем удивительную свежесть и ясность полного ощущения жизни.

«Искренность Фатеева прежде всего в цвете. Цвет у Фатеева несет основную смысловую нагрузку — это первооснова его мира. Чистота его цвета почти ослепляет, заставляет чуть ли не зажмуриться, особенно с непривычки — откуда бы нам взять в будничной запыленной жизни такую интенсивность красок!

Более глубокие корни Фатеева — в наивной живописи, в народном искусстве. Широкий, почти произвольный, размашистый мазок, большие цветовые пятна. Все написано как бы наспех, почти хаотично — но получается удивительно цельно и гармонично".

(Сергей Самойленко)

ВЛАДИМИР ФАТЕЕВ РОДИЛСЯ В 1951 ГОДУ В КРАСНОЯРСКЕ
Этот город подарил ему первые впечатления и уникальную встречу с живописцем Андреем Поздеевым, другом и учителем. Учителем в широком смысле этого слова. А. Поздеев не обучал молодого художника живописным приемам, не найдете вы и прямых аналогий в их творчестве, Но несомненно, пример отношения к творчеству старшего для молодого художника был решающим.
ОКОНЧИЛ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПОСТАНОВОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ ЛГИТ МИКА В 1981 ГОДУ
В. Фатеев — прежде всего художник театральный. Он много и интересно работает для театра, сегодня число оформленных им спектаклей перевалило за семьдесят. В своем деле он настоящий профессионал, один из самых оригинальных и блестящих художников. И это важно помнить при рассмотрении всего творчества мастера, потому что его живопись очень многим обязана именно театру. Сам художник любит повторять, что любит в театре живопись, а в живописи — театр.


ПЕРВОЕ ПОЯВЛЕНИЕ НА ВЫСТАВКЕ — В 1990 ГОДУ, ВЫСТАВКА «ВОСЬМИ» В ВЫСТАВОЧНОМ ЗАЛЕ НОСХ
Первое же появление на выставках стало своего рода откровением и для его коллег, и для искусствоведов, и для зрителей. В. Фатеев, как и художники XX века (А.Лентулов, М. Ларионов, М. Шагал), опирается на традиционно устойчивые интонации искусства примитива. Использование этих интонаций в сочетании с современным живописным языком, взятыми из театрального опыта принципами композиционных построений и использованием деталей, и создают особый, неповторимый мир его работ.

В 2014 ГОДУ ПРИСВОЕНО ПОЧЕТНОЕ ЗВАНИЕ «ЗАСЛУЖЕННЫЙ ХУДОЖНИК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
НАГРАДЫ:
  • Лауреат Всесоюзного смотра творческой молодёжи (Москва-Тбилиси, 1986)
  • Бронзовая медаль ВДНХ (1986)
  • Победитель выставки-конкурса «Гамбургский счёт», Художественный музей г. Новосибирск (2007)
  • Премия «Парадиз» за лучшую сценографию (Новосибирск, 1986, 1989, 2001, 2008)
  • Премия «Человек года» в области искусства, Мэрия г. Новосибирска (2007)
  • Медали Художественной выставки «Сибирь X» (2008) и «Сибирь XI» (2013)
  • Золотая и серебряная медали «Духовность, традиции, мастерство», С. Х. России (2014)
  • Золотая медаль, Международная Выставка «EURASIA ART» (Омск, 2014)
  • Медаль «Шувалов», Российская академия Художеств (2014)
  • Присвоено Почётное звание «Заслуженный Художник Российской Федерации» (2014)
  • Лауреат Региональной Художественной Выставки (Новокузнецк, 2018)
Рождение мифа
Смею утверждать, именно провинция сегодня является наиболее благоприятной почвой для возникновения и развития независимых художественных суждений и направлений. События происходившие в столицах, не всегда имели место быть здесь, а если и повторялись, то либо в более умеренном варианте, либо с учетом местной специфики, что практически не повлияло на сложившиеся художественные репутации. К примеру, традиция создания местных художественных мифов сохранилась, почти не подвергнувшись изменениям.
Речь идет о имеющемся в каждом городе талантливом художнике, который становится не просто лидером художественной жизни данного места, но его личность и творческая позиция служат примером и образцом жизни в искусстве. Сам факт существования подобных художественных мифов (в Красноярске — это А. Поздеев, в Новосибирске был Н. Грицюк, в Омске — Н. Третьяков) важен для дальнейшего развития искусства в этих городах. И каждое новое появление подобных творческих индивидуальностей можно считать событием. Именно в этой связи и стоит поговорить о творчестве Владимира Фатеева, который занял достойное место в ряду художников, формирующих сегодня представление о сибирском изобразительном искусстве.

Притягательность творчества Владимира Фатеева в оригинальности живописной системы, в особом вдохновении, с которым написаны его картины.
Вдохновении — сродни детскому, не поддающемуся обычной логике взрослых, рождающем удивительную свежесть и ясность полного ощущения жизни.

Живопись Фатеева сильна постоянным ощущением творческой импровизации. Использование того или иного приема идет от общей живописной задачи и образного решения, но при этом всегда сохраняется оригинальность творческой манеры. Основным выразительным средством его творческого метода является цвет. Именно цвет — «фирменный знак» новосибирского художника. А какой он мастер цветовых акцентов! Его «восклицательные знаки» в композиции могут казаться случайными, но невозможно представить его Европу без этого маленького, такого вроде бы нелепого красного флажка создающего и ощущение игры и являющегося тем важным цветовым всплеском, без которого весь этот «колористический салат» не был бы столь пикантным и пряным.
Можно выделить несколько любимых сюжетных мотивов в живописи Фатеева. К примеру, цикл, условно названный «Провинциальные картинки», включающий и многочисленные вариации знаменитых «Котов», и известную серию «Матросов и девушек», и других столь же колоритных обитателей, отмеченных присущими художнику мягким юмором и убедительной точностью характеристик и деталей. А в «Библейском цикле» художник рассматривает различные перипетии жизни своих самых запоминающихся и любимых героев — Каина и Авеля, Самсона, Иуды. В греческих мифах В. Фатеев нашел своеобразный аналог «Матросов и девушек» в различных интерпретациях «Зевса и Европы», представляющих иронически-эротическое направление его творчества.

Поэтическое художественное сознание художника созвучно поэтическому миру библейских историй и греческих мифов. Этим объясняется и необычайная убедительность работ «Библейского цикла» у Фатеева, и особая одухотворенность людей, зверей, предметов, то есть всего происходящего в созданном им самим мифе — в «Провинциальных картинках». Фантастические, сказочные образы многих полотен Фатеева удивительно правдоподобны. Реальность, в свою очередь приобретает оттенок ирреальности. Животные говорят, предметы летают, а пространственные и временные границы не подчиняются обычным законам, что никого не удивляет.

Второй любопытный аспект — примитивизм в качестве основного стилистического приема. «Детскость» рисунка, композиционные приемы, взятые, казалось бы, из наивной живописи, вполне логичны в данном случае и дают возможность художнику наиболее точно и правдиво передать то ощущение реальности ирреального, на котором основывается его художественное мышление. Именно благодаря чистой непосредственности восприятия мира достигается то ощущение легкости, свободы, которая и рождает созвучие с библейским сюжетом, с божественной игрой рождения человечества.

Сказать, что Фатеев — живописец от Бога, слишком банально. Нужно видеть, как, подчиняясь лишь ему ведомой логике, видоизменяется привычный мир, приобретая фантастическую красочность. А главное — насколько убедительна эта кажущаяся наивность подобного превращения!
Подводя некоторый итог, замечу, главный парадокс заключается как раз в том, что сколь много ни рассуждали бы мы на предмет современности и актуальности того или иного направления или художника, сталкиваясь с настоящим, подлинным проявлением таланта, обо всем этом сразу забываешь. Остается просто хорошая живопись, вне зависимости от времени, места и обстоятельств.

Светлана Коган